Коммуникация

Приветствуем всех обучающихся!
Это второй блок курса для сотрудников образовательных учреждений. Он разработан РООДИ “Дорогою добра”. Вас ждут 10 уроков об альтернативной и дополнительной коммуникации.

Приятного обучения!

Проект “Онлайн-обучение для сотрудников образовательных учреждений, работающих с детьми с особенностями развития” реализуется АНО “Все дети  могут” с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

1. Основы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

В вводном видео мы расскажем вам о работе наших коллег из региональной общественной организации родителей детей-инвалидов “Дорогою добра”, и о том, что вас ждет в блоке “Коммуникация”, которые они подготовили. Изучив альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК) Вы сможете больше общаться с ребенком и сделаете занятия более увлекательными и эффективными.

В данном видео-уроке мы:

  1. Разберем, что такое АДК, и кому она может быть полезна
  2. Познакомимся с группами людей, которые используют АДК
  3. Узнаем, каким существуют системы АДК
  4. Поделимся отзывами родителей и учителей об АДК

По итогам изучения данного видео Вы:

  1. Узнаете, какие возможности перед Вами и Вашим ребенком может открыть АДК

Под видеороликом вы найдёте список ссылок на полезные ресурсы и список рекомендованной литературы по АДК.

Полезные ресурсы, где можно получить знания в области АДК:

Литература по АДК:

  • Стивен фон Течнер «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию»
  • Малгожата Квятковска «Глубоко непонятые дети» Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта
  • Фрост Л., Бонди Э. «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»
  • Коэн М., Герхард П. «Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом»
  • Дэйв Хьюэтт «Интенсивное взаимодействие. Руководство»
  • Беркович М. «Простые вещи» Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития»
  • Баева Д.В., Малышева Т.В. «Подари мне радость общения» Пособие по работе с коммуникативными книгами для педагогов и родителей
  • Рыскина В., Лазина Е. «Коммуникация с помощью картинок»
  • Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 года «Альтернативная и дополнительная коммуникация, как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии»
  • Сборник статей 2016 год «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра»
  • Сборник статей к III Международной научно-практической конференции 9-11 ноября 2017 года «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога»
  • Сборник статей 2018 год «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации»

2. Матрица коммуникации

В данном видео вы познакомитесь с матрицей коммуникации, которая поможет определить текущий уровень развития коммуникативных навыков ребенка и обозначить зоны развития. 

В данном видео мы:

  1. Покажем, как использовать матрицу коммуникации;
  2. Разберем структуру матрицы коммуникации (уровни и мотивы общения);
  3. Продемонстрируем пример разговора с родителями во время оценки навыков коммуникации ребенка.
  4. Объяним, как матрица коммуникации помогает родителям и педагогами ставить задачи по развитию коммуникативных навыков ребенка и видеть их динамику.

По итогам данного видео Вы:

  1. Ознакомитесь с принципом матрицы коммуникации;
  2. Сможете самостоятельно провести оценку коммуникативных навыков ребенка с помощью матрицы коммуникаци.

Ссылка на онлайн-матрицу: https://communicationmatrix.org/

3. Интенсивное взаимодействие

В данном видео логопед, нейропсихолог и старший педагог центра Дорогою Добра Юлия Пенкина расскажет о важности интенсивного взаимодействия с ребенком с особенностями развития.

В данном видео-уроке Юлия расскажет:

  1. Об эффективности интенсивного взаимодействия с ребенком;
  2. как правильно общаться с человеком, который не владеет речью;
  3. как использовать интенсивное взаимодействие для решения конкретных коммуникативных задач.

По итогам видео Вы:

  1. Сможете выстроить более эффективные стратегии по коммуникации с Вашим ребенком.

Под видео закреплены дополнительные материалы: полезные ссылки и список литературы.

4. Макатон

В данном видео мы разберем, что такое мультимодальная языковая программа Макатон,которая применяется для развития коммуникативных навыков, в том числе и звучащей речи.

В данном видео мы:

  1. Рассмотрим, кому может быть полезна программа Макатон;
  2. Разберем преимущества коммуникации с помощью программы Макатон;
  3. Познакомимся с правилами выполнения программы Макатон и ее обязательными компонентами.

По итогам видео Вы:

  1. Узнаете, как общение с помощью Макатон может улучшить качество коммуникации с ребенком.

Под видео закреплены дополнительные материалы.

Дополнительные материалы:

Контакты для связи с командой по развитию и адаптации программы “Макатон” в России:

www.makaton.ru

info@makaton.ru

Запись на курсы по обучению программе: https://emc.ccp.org.ru/programmakaton

5. Коммуникативные таблицы и книги

В данном видео пойдет речь об использовании графических символов, коммуникативным книг и таблиц для коммуникации с детьми и взрослыми с особенностями развития.

В данном видео мы:

  1. Поговорим о разных форматах графических изображений для коммуникативных книг и таблиц;
  2. Познакомимся с видами коммуникативных таблиц (выбор, тематические, таблицы участия);
  3.  Покажем, как выглядит коммуникативная книга, и объясним, что важно учитывать при ее создании

По итогам данного видео Вы:

  1. Составите понимание того, как коммуникативная книга может быть полезна для ребенка с особенностями развития;
  2. Узнаете, как правильно использовать коммуникативную книгу;
  3. Сможете подготовить собственную коммуникативную книгу для своего ребенка.

Под видео закреплены дополнительные материалы.

Дополнительные материалы:

  1. Рязанова И. “Низкотехнологичные средства АДК” http://xn--e1aavcpgf3a5d4a.xn--p1ai/node/138 (статья)
  2. Группа для интересующихся альтернативной и дополнительной коммуникацией в соцсети ВКонтакте, “кАДКа идей” https://vk.com/club201928608
  3. Вялитов Р., Давыдова  Ю.  Центр “ Пространство общения”  Коммуникативные таблицы и книги как средство для развития общения у неговорящих детей https://www.youtube.com/watch?v=SY0h1bGKOeE (вебинар)
  4. Как и зачем мы делаем коммуникативные книги? А.Горн https://www.youtube.com/watch?v=y3sVS5C0B_s
  5. Средства АДК для неговорящих людей с тяжелыми двигательными нарушениями Р.Вялитов https://www.youtube.com/watch?v=DpvrtGbtV_w

6. Визуальное расписание

В данном видео мы познакомимся с использованием визуальных опор при занятиях с детьми, чтобы сделать занятия более увлекательными и продуктивными. 

В данном видео-уроке мы: 

  1. познакомимся с вариантами визуальной поддержки на занятиях с детьми;
  2. поговорим о структурировании пространства;
  3. обсудим роль визуальных опор в структурировании пространства;
  4. разберем, как использовать визуальные опоры для обучения чтению и математике.
  5. узнаем об использовании визуальных опор для стимуляции речи

По итогам изучения данного видео Вы:

  1. узнаете, как эффективно маркировать обучающее пространство;
  2. сможете подобрать подходящие Вам предметы визуальной опоры;
  3. узнаете, как сделать коммуникативный паспорт ребенка;
  4. познакомитесь с использованием вспомогательных предметов для обучения чтению и математике.

Под видео закреплены дополнительные материалы – примеры конкретных пиктограмм для визуального расписания и их макеты.

7. Визуальные опоры в обучении и в быту

В данном видео мы познакомимся с использованием визуальных опор при занятиях с детьми.

Визуальная поддержка может значительно увеличить эффективность занятий и сделать их более интересными для детей.
В данном видео-уроке мы:
1. познакомимся с вариантами визуальной поддержки на занятиях с детьми;
2. поговорим о структурировании пространства;
3. обсудим роль визуальных опор в структурировании пространства;
4. разберем, как использовать визуальные опоры для обучения чтению и математике;
5. узнаем об использовании визуальных опор для стимуляции речи.

По итогам изучения данного видео Вы:
1. узнаете, как эффективно маркировать обучающее пространство;
2. сможете подобрать подходящие Вам предметы визуальной опоры;
3. узнаете, как сделать коммуникативный паспорт ребенка;
4. познакомитесь с использованием вспомогательных предметов для обучения чтению и математике.

Под роликом расположены дополнительные материалы.

8. Знакомство с детской литературой с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

В данном видео специальный психолог и коррекционный педагог Инна Рязанова расскажет, как знакомить детей с особенностями развития с детскими литературными произведениями.

В этом уроке мы:

1. познакомимся с детскими книгами с символами АДК;
2. расскажем о том, где найти детские книги с символами АДК;
3. покажем, как применять символы АДК для письма и чтения.

По итогам изучения данного видео Вы узнаете, как:

1. сделать книгу с символами АДК вместе с ребенком;
2. написать диктант со своим ребенком с использованием символов АДК.

В группе в соцсети ВКонтакте “кАДКа идей для друзей” можно познакомиться с материалами, которые помогут при обучении детей с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Под видеороликом расположены предоставленные Инной примеры стихотворений для освоения с детьми – стихи переложены в формат пиктограмм и изображений.

9. Обучение музыке детей с особенностями развития

В данном видео музыкальные педагоги Оксана и Анна Епишины поделятся опытом преподавания музыкальных уроков с помощью АДК и расскажут, как визуальные опоры и коммуникативные книги помогли сделать занятия на гитаре полезными и увлекательными для ребенка.

В данном видео-уроке преподаватели:

1. поделятся своим опытом обучения музыке с помощью АДК;
2. расскажут, какие методы АДК они используют в своих занятиях;
3. объяснят особенности как индивидуальных музыкальных занятий, так и занятий в группе.

По итогам изучения данного видео Вы узнаете, как с помощью средств АДК:

1. адаптировать музыкальный инструмент под нужды ребенка;
2. помочь ребенку запомнить струны и аккорды;
3. разучить и сыграть песню.

Под видео представлены пособия и готовые файлы для печати, которые помогут в процессе занятий музыкой с ребёнком с особенностями развития.

10. Технические средства альтернативной и дополнительной коммуникации

В данном ролике мы расскажем Вам о технических средствах коммуникации и способах улучшить коммуникацию с ребенком с их помощью.

В данном видео мы:

1. разберем различные средне- и высоко-технологические средства АДК;
2. познакомим Вас с существующими коммуникативными программами и устройствами;
3. объясним, как происходит обучение коммуникации с помощью айтрекинга;
4. расскажем, как и для чего использовать технические АДК.

После просмотра данного видео Вы:
1. узнаете, как пользоваться кнопками и коммуникаторами;
2. познакомитесь с программами АДК для ноутбука или планшета;
3. сможете помочь своему ребенку использовать технические средства АДК.

Под видео представлены ссылки на вспомогательные ресурсы.

Дополнительные материалы по техническим средствам:
– Пространство общения https://www.youtube.com/channel/UCPkEU2dyhRNtEv5Nq0Sf8iw/videos
– купить оборудование можно, например, здесь https://www.istok-audio.com/catalog/eye_tracking/