Коммуникация
Приветствуем всех обучающихся!
Это второй блок курса для сотрудников образовательных учреждений. Он разработан РООДИ “Дорогою добра”. Вас ждут 10 уроков об альтернативной и дополнительной коммуникации.
Приятного обучения!
Проект “Онлайн-обучение для сотрудников образовательных учреждений, работающих с детьми с особенностями развития” реализуется АНО “Все дети могут” с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
- 1. Основы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
- 2. Матрица коммуникации
- 3. Интенсивное взаимодействие
- 4. Макатон
- 5. Коммуникативные таблицы и книги
- 6. Визуальное расписание
- 7. Визуальные опоры
- 8. Знакомство с детской литературой с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
- 9. Обучение музыке детей с особенностями развития
- 10. Технические средства альтернативной и дополнительной коммуникации
1. Основы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
В вводном видео мы расскажем вам о работе наших коллег из региональной общественной организации родителей детей-инвалидов “Дорогою добра”, и о том, что вас ждет в блоке “Коммуникация”, которые они подготовили. Изучив альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК) Вы сможете больше общаться с ребенком и сделаете занятия более увлекательными и эффективными.
В данном видео-уроке мы:
- Разберем, что такое АДК, и кому она может быть полезна
- Познакомимся с группами людей, которые используют АДК
- Узнаем, каким существуют системы АДК
- Поделимся отзывами родителей и учителей об АДК
По итогам изучения данного видео Вы:
- Узнаете, какие возможности перед Вами и Вашим ребенком может открыть АДК
Под видеороликом вы найдёте список ссылок на полезные ресурсы и список рекомендованной литературы по АДК.
Полезные ресурсы, где можно получить знания в области АДК:
- Ассоциация альтернативной коммуникации: http://rus-aac.ru/
- Группа ВКонтакте ААС-альтернативная аугментативная коммуникация: https://vk.com/club17159821
- Социальная школа Каритас г. Санкт-Петербург: http://caritas-edu.ru/
- Центр лечебной педагогики г. Москва: http://www.ccp.org.ru
- Центр «Пространство общения» г. Москва: https://prostranstvo-center.ru/
- АНО «Физическая реабилитация» г. Санкт-Петербург: https://physrehab.ru/
Литература по АДК:
- Стивен фон Течнер «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию»
- Малгожата Квятковска «Глубоко непонятые дети» Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта
- Фрост Л., Бонди Э. «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»
- Коэн М., Герхард П. «Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом»
- Дэйв Хьюэтт «Интенсивное взаимодействие. Руководство»
- Беркович М. «Простые вещи» Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития»
- Баева Д.В., Малышева Т.В. «Подари мне радость общения» Пособие по работе с коммуникативными книгами для педагогов и родителей
- Рыскина В., Лазина Е. «Коммуникация с помощью картинок»
- Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 года «Альтернативная и дополнительная коммуникация, как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии»
- Сборник статей 2016 год «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра»
- Сборник статей к III Международной научно-практической конференции 9-11 ноября 2017 года «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога»
- Сборник статей 2018 год «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации»
2. Матрица коммуникации
В данном видео вы познакомитесь с матрицей коммуникации, которая поможет определить текущий уровень развития коммуникативных навыков ребенка и обозначить зоны развития.
В данном видео мы:
- Покажем, как использовать матрицу коммуникации;
- Разберем структуру матрицы коммуникации (уровни и мотивы общения);
- Продемонстрируем пример разговора с родителями во время оценки навыков коммуникации ребенка.
- Объяним, как матрица коммуникации помогает родителям и педагогами ставить задачи по развитию коммуникативных навыков ребенка и видеть их динамику.
По итогам данного видео Вы:
- Ознакомитесь с принципом матрицы коммуникации;
- Сможете самостоятельно провести оценку коммуникативных навыков ребенка с помощью матрицы коммуникаци.
Ссылка на онлайн-матрицу: https://communicationmatrix.org/
3. Интенсивное взаимодействие
В данном видео логопед, нейропсихолог и старший педагог центра Дорогою Добра Юлия Пенкина расскажет о важности интенсивного взаимодействия с ребенком с особенностями развития.
В данном видео-уроке Юлия расскажет:
- Об эффективности интенсивного взаимодействия с ребенком;
- как правильно общаться с человеком, который не владеет речью;
- как использовать интенсивное взаимодействие для решения конкретных коммуникативных задач.
По итогам видео Вы:
- Сможете выстроить более эффективные стратегии по коммуникации с Вашим ребенком.
Под видео закреплены дополнительные материалы: полезные ссылки и список литературы.
4. Макатон
В данном видео мы разберем, что такое мультимодальная языковая программа Макатон,которая применяется для развития коммуникативных навыков, в том числе и звучащей речи.
В данном видео мы:
- Рассмотрим, кому может быть полезна программа Макатон;
- Разберем преимущества коммуникации с помощью программы Макатон;
- Познакомимся с правилами выполнения программы Макатон и ее обязательными компонентами.
По итогам видео Вы:
- Узнаете, как общение с помощью Макатон может улучшить качество коммуникации с ребенком.
Под видео закреплены дополнительные материалы.
Дополнительные материалы:
Контакты для связи с командой по развитию и адаптации программы “Макатон” в России:
5. Коммуникативные таблицы и книги
В данном видео пойдет речь об использовании графических символов, коммуникативным книг и таблиц для коммуникации с детьми и взрослыми с особенностями развития.
В данном видео мы:
- Поговорим о разных форматах графических изображений для коммуникативных книг и таблиц;
- Познакомимся с видами коммуникативных таблиц (выбор, тематические, таблицы участия);
- Покажем, как выглядит коммуникативная книга, и объясним, что важно учитывать при ее создании
По итогам данного видео Вы:
- Составите понимание того, как коммуникативная книга может быть полезна для ребенка с особенностями развития;
- Узнаете, как правильно использовать коммуникативную книгу;
- Сможете подготовить собственную коммуникативную книгу для своего ребенка.
Под видео закреплены дополнительные материалы.
Дополнительные материалы:
- Рязанова И. “Низкотехнологичные средства АДК” http://xn--e1aavcpgf3a5d4a.xn--p1ai/node/138 (статья)
- Группа для интересующихся альтернативной и дополнительной коммуникацией в соцсети ВКонтакте, “кАДКа идей” https://vk.com/club201928608
- Вялитов Р., Давыдова Ю. Центр “ Пространство общения” Коммуникативные таблицы и книги как средство для развития общения у неговорящих детей https://www.youtube.com/watch?v=SY0h1bGKOeE (вебинар)
- Как и зачем мы делаем коммуникативные книги? А.Горн https://www.youtube.com/watch?v=y3sVS5C0B_s
- Средства АДК для неговорящих людей с тяжелыми двигательными нарушениями Р.Вялитов https://www.youtube.com/watch?v=DpvrtGbtV_w
6. Визуальное расписание
В данном видео мы познакомимся с использованием визуальных опор при занятиях с детьми, чтобы сделать занятия более увлекательными и продуктивными.
В данном видео-уроке мы:
- познакомимся с вариантами визуальной поддержки на занятиях с детьми;
- поговорим о структурировании пространства;
- обсудим роль визуальных опор в структурировании пространства;
- разберем, как использовать визуальные опоры для обучения чтению и математике.
- узнаем об использовании визуальных опор для стимуляции речи
По итогам изучения данного видео Вы:
- узнаете, как эффективно маркировать обучающее пространство;
- сможете подобрать подходящие Вам предметы визуальной опоры;
- узнаете, как сделать коммуникативный паспорт ребенка;
- познакомитесь с использованием вспомогательных предметов для обучения чтению и математике.
Под видео закреплены дополнительные материалы – примеры конкретных пиктограмм для визуального расписания и их макеты.
7. Визуальные опоры в обучении и в быту
В данном видео мы познакомимся с использованием визуальных опор при занятиях с детьми.
Визуальная поддержка может значительно увеличить эффективность занятий и сделать их более интересными для детей.
В данном видео-уроке мы:
1. познакомимся с вариантами визуальной поддержки на занятиях с детьми;
2. поговорим о структурировании пространства;
3. обсудим роль визуальных опор в структурировании пространства;
4. разберем, как использовать визуальные опоры для обучения чтению и математике;
5. узнаем об использовании визуальных опор для стимуляции речи.
По итогам изучения данного видео Вы:
1. узнаете, как эффективно маркировать обучающее пространство;
2. сможете подобрать подходящие Вам предметы визуальной опоры;
3. узнаете, как сделать коммуникативный паспорт ребенка;
4. познакомитесь с использованием вспомогательных предметов для обучения чтению и математике.
Под роликом расположены дополнительные материалы.
8. Знакомство с детской литературой с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
В данном видео специальный психолог и коррекционный педагог Инна Рязанова расскажет, как знакомить детей с особенностями развития с детскими литературными произведениями.
В этом уроке мы:
1. познакомимся с детскими книгами с символами АДК;
2. расскажем о том, где найти детские книги с символами АДК;
3. покажем, как применять символы АДК для письма и чтения.
По итогам изучения данного видео Вы узнаете, как:
1. сделать книгу с символами АДК вместе с ребенком;
2. написать диктант со своим ребенком с использованием символов АДК.
В группе в соцсети ВКонтакте “кАДКа идей для друзей” можно познакомиться с материалами, которые помогут при обучении детей с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Под видеороликом расположены предоставленные Инной примеры стихотворений для освоения с детьми – стихи переложены в формат пиктограмм и изображений.
9. Обучение музыке детей с особенностями развития
В данном видео музыкальные педагоги Оксана и Анна Епишины поделятся опытом преподавания музыкальных уроков с помощью АДК и расскажут, как визуальные опоры и коммуникативные книги помогли сделать занятия на гитаре полезными и увлекательными для ребенка.
В данном видео-уроке преподаватели:
1. поделятся своим опытом обучения музыке с помощью АДК;
2. расскажут, какие методы АДК они используют в своих занятиях;
3. объяснят особенности как индивидуальных музыкальных занятий, так и занятий в группе.
По итогам изучения данного видео Вы узнаете, как с помощью средств АДК:
1. адаптировать музыкальный инструмент под нужды ребенка;
2. помочь ребенку запомнить струны и аккорды;
3. разучить и сыграть песню.
Под видео представлены пособия и готовые файлы для печати, которые помогут в процессе занятий музыкой с ребёнком с особенностями развития.
10. Технические средства альтернативной и дополнительной коммуникации
В данном ролике мы расскажем Вам о технических средствах коммуникации и способах улучшить коммуникацию с ребенком с их помощью.
В данном видео мы:
1. разберем различные средне- и высоко-технологические средства АДК;
2. познакомим Вас с существующими коммуникативными программами и устройствами;
3. объясним, как происходит обучение коммуникации с помощью айтрекинга;
4. расскажем, как и для чего использовать технические АДК.
После просмотра данного видео Вы:
1. узнаете, как пользоваться кнопками и коммуникаторами;
2. познакомитесь с программами АДК для ноутбука или планшета;
3. сможете помочь своему ребенку использовать технические средства АДК.
Под видео представлены ссылки на вспомогательные ресурсы.